На Епифанской Красной площади расположен церковный ансамбль, включающий в себя храм во имя Николая Чудотворца 1810-1850 г.г., колокольню и башню соборной ограды, относящиеся к концу XVII-XVIII в.
Никольский собор. Большой комплекс, состоящий из фрагмента старого собора (XVIII в.) с почти шатровой колокольней и соединенного с ним колоннадой нового собора (1850 г.) - величественного образца классицизма.
По преданию, храм возведен на месте первой Никольской церкви, поставленной на Куликовом поле вскоре после исторического сражения. Рассказывают, что ехавшие с битвы ратники не могли в Епифани стронуть с места заупрямившихся лошадей, пока не обнаружили в одной из повозок невесть откуда взявшуюся икону Николая Чудотворца. Это было расценено как знак свыше к постройке храма. Никольский собор-это уменьшенная копия Исакиевского собора Санкт-Петербурга.
В летописных источниках в 1685 году говорится о деревянном Никольском соборе, построенном на месте ещё более древней церкви. В 1736-1738 гг. строится каменный храм.
К началу XIX века своды пятиглавого собора дали трещины, и собор, за исключением нижней части колокольни, был разобран. На месте разобранного собора постройки 1736-1738 годов в 1810 г. начинают строить величественный Никольский собор. Первоначально в 1810-1814 гг. строится зимняя придельная церковь во имя иконы Божией Матери Троеручицы. В 1815 году начали строить сам Никольский собор.
В связи со значительными объёмами работ и нехваткой средств строительство растянулось на несколько десятилетий и было завершено в 1850 году. Для провинциального города Никольский собор был невиданной роскошью. Размеры его потрясающие. Длина этого разновременного, как по архитектуре, так и по стилю, комплекса 80 метров, высота - 50 метров.
В 1932 году собор был закрыт. В трапезной храма расположилась местная электростанция, которая работала до Великой Отечественной войны. Весной 1937 года установили ёмкость для воды на колокольне, превратив её в водонапорную башню.
В 1941 году храм сильно пострадал, была взорвана электростанция, обрушилась трапезная.
Вплоть до начала XXI века уникальный памятник архитектуры был оставлен без внимания и медленно разрушался. Сегодня храм передан Русской Православной Церкви, в нем совершаются праздничные богослужения, установлен иконостас, начаты работы по консервации и реставрации.
В приходе: часть г. Епифани, Алешина слобода, Вереникина слобода, Рождественская слобода, д. Грязновка, д. Крутая, д. Красный Осетрик, д. Полунино, д. Рогозинка, д. Табол, д. Фомино. Пять престолов: главный - во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийского, в приделах - во имя Архистратига Михаила и мч. Иоанна Воина, в трапезной приделы - во имя прор. Илии и в честь иконы Божьей Матери "Троеручицы".
Епифань. Собор Николая Чудотворца
Епифань. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
В предании о Епифани, говорится о настоятеле «Свято-Успенского Феодосьева-на-Дону» монастыря игумене Епифании, который накануне Куликовской битвы отправил всех своих иноков в войско великого князя московского Дмитрия Ивановича, а сам, оставшись один в обители, молился о победе русского воинства в схватке с иноверцами Мамая. Когда пришли литовцы, старец сказал им, что ни московского войска, ни татарского, здесь не было. Три дня игумен угощал воинов Ягайло. Когда же будущий польский король узнал о славной победе русских воинов и понял истинную причину гостеприимства и хлебосольства игумена, то «в неистовой ярости и бессильной злобе», приказал обезглавить старца. Это предание легло в основу одной из версий о происхождении названия местности, а потом и самого города.
Первое документальное упоминание об Успенском монастыре относится к 1628 году. В писцовых книгах сказано, что в 1609 году обитель на Федосьине городище была разграблена и разорена крымчаками. С тех пор монастырь долго пустовал и возродился только в 50-е годы XVII века. В 1670-1671 годах был образован Богородицкий уезд, к которому была отмежевана западная часть Епифанского уезда, в том числе вотчина Успенского монастыря. В конце XVII века на Федосьине городище была построена каменная церковь, которая в первой четверти XVIII века была значительно перестроена. В В 1763-1764 г., по указу императрицы Екатерины II, монастырь на Федосьине городище, не имеющий средств для существования и «по малочисленности братии», был упразднен, а церковь - обращена в приходскую. В 1811 году на подаяния от богомольцев, «старанием и попечением» священника Иоанна Никитина, в Тихвинском приделе храма установили новый резной иконостас и отремонтировали ризницу. В 1835 году на средства надворной советницы Александры Ивановны Цвеленевой Успенская церковь была полностью оштукатурена снаружи и внутри, заново расписана по стенам и покрыта листовым железом. В 1850 году, старанием прихожанки помещицы Любови Ивановны Хотяинцевой, вокруг храма возвели каменную ограду. В 1914 году, на деньги, завещанные тульским купцом Евгением Ивановичем Ветровым, был произведен наружный ремонт церкви. Успенскую церковь закрыли в 1932 году. В бывшем храме хранили зерно. В годы Великой Отечественной войны под своды церкви перебрался местный краеведческий музей. По сведениям очевидцев, в его экспозициях было не мало интересных и даже уникальных экспонатов. Здание церкви поддерживалось в надлежащем состоянии. Однако, в 1956 году Епифанский район, просуществовавший, как административно-территориальная единица около четырех столетий, был упразднен. Областное руководство посчитало, что для небольшого поселка - музей слишком большая роскошь. В 1958 году он был закрыт. Храм запустел. В последующие два десятилетия местные вандалы сначала разобрали ограду, а затем - частично холодный храм и до фундамента - теплый. Так ценнейший архитектурный и духовно-культурный памятник превратился в развалины. Несмотря на разоренный и удручающий вид, храм по-прежнему привлекал внимание людей. К нему ехали паломники помолиться, шли экскурсанты полюбоваться с вершины холма Федосьина городища на бесконечные донские просторы, набрать воды из святого Успенского колодца. Но время неумолимо шло вперед, а дождь, снег и ветер делали свое дело, принося храму новые разрушения. Пожалуй, самые отъявленные оптимисты не верили в восстановление и возрождение Успенской церкви.
Однако, по воле Божьей мечтам епифанцев и многочисленных верующих суждено было сбыться. В марте 2003 года епископ Сергиево-Посадский Феогност, после очередного посещения храма Сергия Радонежского на Красном Холме, заехал в Епифань и спустился к Дону. Удивительно живописная картина предстала перед взором Владыки, Разрушенная Успенская церковь, венчающая холм Федосьина городища, «словно парит над тонкой полоской реки, а за ней начинается бескрайняя равнина Верхнее-Донских просторов, простирающаяся до самого горизонта». Решение было принято сразу: «Храм будет восстановлен!»
К концу лета 2007 года восстановительные работы были завершены. В 2008 году вокруг церкви была возведена кованная железная ограда в каменных столбах. 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, был освящен главный, высотой в пять рядов, иконостас храма. Сегодня Свято-Успенский женский скит, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, живет своей обычной монашеской жизнью.
В приходе: часть г. Епифани, Караблина слобода, Конная слобода, Рождественская слобода.
Себино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Село Себино - родина святой блаженной старицы Матроны Московской. Деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена около 1694 года одним из представителей старинного рода Муромцевых, из которых был первым Тульским губернатором генерал-поручик Матвей Васильевич Муромцев.
Каменный храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино построен помещиком-прихожанином Илией Муромцевым по проведению господню и освящён за несколько месяцев до рождения матушки. Особо чтимой иконой в храме считался образ Божьей Матери «Взыскание погибших» написанная по просьбе матушки Матроны. Храм освящен в 1892 году. Переосвящен 22.11.2003г. Закрывался с 1937 по 1947 год.
Святыни: икона с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской, ковчег с мощами святых сорока Севастийских мучеников, святителя Григория Богослова, святаго преподобного Иллариона Великого, св. преподобного Герасима Болдинского, святой преподобной Александры Дивеевской, киновиарха Иерусалимского Феодосия Великого, святой праведной Христины Греческой, Христа ради юродивого Иоанна Тульского чудотворца и частица гроба святой блаженной Матроны Московской,Чудотворная икона "Взыскание погибших".
В приходе : с.Себино, д.Ивановка-Селезневка, д.Рассекино, д.Милославщино, д.Вишневая, п. Донской, д.Задонщино, с.Монастырщино, д.Мызовка, д.Тетинки, д.Чебыши, с.Молоденки, д.Бутыровка, д.Колычевка, д.Куриловка, д.Колесовка, д.Марьинка, д.Муравлянка, д.Огарево, д.Ольховец, пос. Совхозный, с.Хованщино, д.Шаталовка, д. Устье, с.Куликовка, д.Крюково, д.Прилипки, д.Щепино.
Хитровщина. Храм Свято-Богоявленский
Каменный храм (1768) с трапезной и колокольней (1875-1880).
Время возникновения прихода в селе Хитровщине точно не известно, но во второй половине XVII века он уже существовал. Богоявленский храм первоначально был деревянным. В 1698 году новое деревянное церковное здание было выстроено на средства Елизаветы Лефорт, жены Ф. Я. Лефорта.
Сохранившееся до наших дней кирпичное здание Богоявленской церкви с приделом во имя Рождества Богородицы было возведено в 1768 году по инициативе помещика генерал-поручика М. Л. Измайлова.
В 1858 году храм был обновлен на средства помещика графа П. Д. Толстого.
В 1875 году его малая трапезная была разобрана, вместо нее была построена ныне существующая большая трапезная с двумя приделами во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Всех Святых и колокольней. Строительство велось на средства штабс- капитана Евпла Андреевича Манского и на пожертвования прихожан. Здание было окончено и освящено в 1880 году.
В 1881 году церковь была вновь основательно отремонтирована на средства помещика графа М. П. Толстого. Был установлен новый престол и царские врата, обновлены пол, стены и иконы в иконостасе.
Ремонтные работы на средства благотворителей проводились в 1886 году (трапезная была сделана теплой) и в 1893-1894 годах (обновлено внутреннее убранство). В конце XIX века в приход Богоявленского храма входили деревни Ковалевка, Львово, Кудашево, Кашино, Галицкое, Ионовка и Павловка (Михайловского уезда Рязанской губернии). Причт составляли два священника и два псаломщика. В пользу причта получались проценты с капитала в 150 руб. в количестве 6 руб. При церкви имелись 34 десятины (37,15 га) пахотной и 2 (2,19 га) десятины усадебной земли.
Из священнослужителей Богоявленской церкви XVIII века известны иереи Никита Федоров, Иван Трофимов (до 1765 года), Савва Минин (1764 год) и Филипп Федоров (с 1766 года). В XIX веке в церкви служил священник Егор Федорович Владимирский (1830-1853). Он был похоронен подле церковного здания, его надгробие сохранилось.
В 1910-х годах в храме служили священник Николай Сергеевич Глаголев, священник Успенский, и. д. псаломщика Милявин, и. д. псаломщика Преображенский.
Богоявленский храм был закрыт в 1937 году, возвращен верующим в 1946 году В настоящее время действует. Числится по Кимовскому благочинию Тульской епархии.
Монастырщино. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Кирпичная церковь в духе эклектики, строившаяся с 1865, главный храм выстроен в 1879-1884, освящен в 1894. Односветный одноапсидный четверик, под восьмериком, грани которого завершены закомарами, с трапезной и колокольней. Приделы в трапезной Михаило-Архангельский (1869) и Сергиевский (1887). Закрыта в 1930-х. Отреставрирована к юбилею Куликовской битвы в 1980, занята музеем, с 1990-х в совместном пользовании общины верующих и музея.
С момента своего создания храм в селе Монастырщино обладал исторической ценностью, а именно, как памятник времен Куликовской битвы.
По преданию, на месте села Монастырщино русские воины хоронили погибших в битве товарищей. На месте захоронения тогда была возведена деревянная церковь из дубов Зеленой дубравы, а Царские врата иконостаса для храма по преданию были подарены преподобным Сергием Радонежским.
Не одна деревянная церковь была возведена в селе Монастырщино в честь престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, прежде чем здесь появился каменный храм. Его строительство было начато по проекту архитектора Александра Бочарникова в 1865 году и продолжалось многие годы, так как велось на личные средства прихожан - небогатых местных жителей.
В период с 1867 по 1875 годы здесь был сооружен придел во имя Архистратига Божия Михаила и колокольня. Но строительство главной части храма из-за отсутствия средств было продолжено лишь в 1879 году.
Накануне празднования 500-летнего юбилея Куликовской битвы (1880) российская газета «Русь» обратилась с воззванием о сборе пожертвований на храм, указывая на «историческое значение храма как священного памятника Куликовской победы». В числе жертвователей числились император Александр II, Троице-Сергиева Лавра, Тульская губернская земская управа, помещики Куликова поля.
После завершения строительства церкви здесь стали совершать регулярные панихиды по погибшим воинам. С 1901 года от храма Рождества Пресвятой Богородицы и «могил воинов» в день Куликовской битвы стал проходить крестный ход до памятника-колонны Дмитрию Донскому на Красном холме.
В 1930-е годы XX века храм был закрыт, иконы и церковная утварь уничтожены или расхищены местным населением, помещение храма стало использоваться под зерновой склад.
На сегодняшний день храм находится в совместном использовании с музеем-заповедником «Куликово поле», постоянного прихода не имеет.